В зарубежных странах ожидают поступлений российских продуктов: колбаса, печенье, тушенка

Господин Булатов Д., являющийся президентом «Национального союза экспортеров продовольствия», рассказал про то, что определенные российские продукты необходимо реализовать заграницей и какие схемы для этого существуют.

Было отмечено, что правительство России с огромной надеждой ожидает, что экспортный потенциал отечественного аграрно-промышленного комплекса будет развиваться очень усиленно. В текущем году, к примеру, наша страна ожидает, что урожайность пшеницы побьет все рекорды. Те, кто производит сахар, так же не отстают и заглядываются на рынки зарубежом. Амбиционные намерения существуют и у производителей мясной продукции, чтобы увеличить экспортные объемы.

Но, как полагает г. Булатов, руководитель «Национального союза экспортеров продовольствия», необходимо ориентироваться на экспорт иных товаров, потому что за рубежом лучше всего реализовать продукты питания, произведенные у нас в стране, для того, чтобы добавленная стоимость производства продукции оставалась в России.

  • Как вы полагаете, реальны ли планы отечественных агропромышленников, чтобы существенно увеличить свою экспортную продукцию?

Если честно, меня удивляет раздутый бум, который образовался среди поставок заграницу мяса и сахара. Последний имеет меньшее процентное соотношение от суммарного объема продовольствия в России, а мясо (птица, говядина, свинина) экспортируется всего на сто миллионов долларов. Конечно, стоит отметить, что за прошлый год экспортный объем повысился вдвое, но это небольшая величина при общих объемах продукции, вывозимой за рубеж.

К сожалению, мы не уделяем должного внимания перерабатываемой продукции, к примеру, отличная российская колбаса, которую мы тоже вывозим в зарубежные страны на 100 миллионов долларов. Но про это необоснованно умалчивают. Мелкие производители мясной продукции не очень активны и не создают единый фронт, как это делают крупные мясные производства.

  • Вы думаете, что экспортный объем мяса повышать нет резона?

Конечно, я так не думаю, потому что повышать экспортную величину всей продукции нужно обязательно. Вопрос заключается в ином: почему, если разговор начинается про продовольственный экспорт, мы почему-то сразу думаем об реализации с/х сырья, а не о продукции переработки? При выполнении переработки с/х продукции у нас, добавленная стоимость остается у России, появляются новые места для работы, выплачиваются налоги. Каждая страна закупает сырье в других странах и перерабатывает его на своей территории.

  • Существуют ли иные затруднения, чтобы экспортировать готовую продукцию?

Все страны имеют свои личные гос. стандарты. Однако, к примеру, многочисленные отечественные мясные комбинаты производят продукцию не только по нашим нормативным документам, но и применяют международные стандарты и уже сейчас с успехом могут реализовать свой товар на рынках других стран. Но для этого нужно активное продвижение.

Существуют различные барьеры, и внешние, и внутренние, которые препятствуют экспортному развитию (затяжное и сложное оформление на таможне, приходится долго ждать возвращение НДС по экспорту и прочее). Крупные производители получают НДС в срок (на протяжении 14 суток). А страдают, естественно, небольшие предприятия, которые только недавно начали реализовать сой товар на заграничных рынках. Им, действительно, легче реализовать продукцию в близи расположенных областях, чем экспортировать заграницу. Потому что определенная доля вложенных финансов возвращается довольно долго, и выход на заграничные рынки становится невыгодным.

  • Как мы знаем, в России существует «Программа поддержки экспорта агропродовольственной продукции»?

К сожалению, такая программа еще в проекте и очень медленно формируется, потому что данный законодательный проект подан в Государственную Думу еще год назад. В Министерстве сельского хозяйства по президентскому поручению создается подсхема экспортного развития, и по нему, как мы надеемся, деньги будут выделены в будущем году. По полученным сведениям, выделено будет приблизительно полтора миллиарда рублей. Но это очень небольшая сумма, т. к. реализация продукции на внешние рынки в прошедшем году составлял 16 миллиардов рублей. И еще точно не выяснено, на какие цели пойдут эти средства – на сырье или готовую продукцию.

  • Что вы думаете по этому поводу?

Мое мнение таково, что подсхема экспортного развития, вынесенная для обсуждений, обладает сыроватостью даже для начального обсуждения, потому что в ней нет точно расставленных целей и приоритетов, не освещены все механизмы экспортному содействия, а ведь они являются самыми ключевыми моментами.

Главным направлением курса в сфере продовольственного демпинга является полное раскрытие экспортных внутренних возможностей отечественного агропромышленного комплекса. А задачей является, вывод на внешние рынки, как можно большую величину наших компаний, выпускающих готовую продукцию.

  • Ваши рекомендации носят некоторые содействия, имеющие нефинансовый характер. Вы полагаете, что проведение выставок будет более результативно, чем денежные субсидии?

Финансовые механизмы известны (льготные кредиты и страхование, налогообложение). А вот инструменты, имеющие нефинансовый характер, потребуют меньшие расходы из государственного бюджета. Но эффективность от них очень большая, это видно по практике иных стран.

На нынешний момент, любая агропромышленная компания может посещать три-четыре выставки ежегодно, а при поддержке государства будет иметь возможность отметиться и представить свою готовую продукцию на большем количестве презентаций, например, в десяти зарубежных странах.

В нашей стране, к сожалению, существует единственная форма выставочной помощи, выделение субсидий на 1 кв. м. площади, а в иных странах – это расширенная поддержка (создание стендовых моделей, обеспечение доставки образцов, помощь для погашения расходов на перевозку, подвод инженерных коммуникаций к стендовым площадкам, рекламные акции и прочее).

Поэтому, мое мнение такое, что важно и нужно продвигать наши товары, используя для этого каталоги, справочные материалы, специализированные экспортные издания. В Соединенных Штатах, к примеру, существует издание «American Taste», издающийся на японской территории, где все написано на национальном языке, и он предназначен, чтобы продвигать американское продовольствие для японцев. Финансы выделяются государством, а экспортеры не тратят ни копейки.

Есть и иной вид нефинансового содействия, при котором исследуются рынки. В нашей стране агропредприятия проводят их за свои деньги, а аналогичные зарубежные компании используют государственную поддержку.

  • Сочтем возможным, что подсхема утверждена и закон принят. Как вы полагаете, какой товар будет в приоритете для внешнего экспортирования?

Самой приоритетной будет являться: мука, печенье, колбаса, консервы из мяса и рыбы, молочная продукция, соки, мороженное.

Наша страна имеет преимущества по климатическим условиям, поэтому у нас есть все предпосылки, чтобы занять лидирующую позицию в мире по реализации на зарубежных рынках, пшеницы и других зерновых культур. Единственно, что в данный момент не проработано, чтобы экспортировать рожь и гречиху. Пшеничный хлеб очень популярен во многих мировых странах, а про то, что из ржи можно печь хлеб – нет, поэтому такую продукцию обязательно нужно продвигать. Гречиху тоже не везде употребляют, к примеру, в Японии кашу из гречки никто не будет кушать, однако у них существует лапша, для производства которой используют гречневую муку. В результате этого, японский рынок может оказаться довольно перспективным. Но, увы, наши эксперты не изучали такие рынки и, естественно, мы не имеем понятия, есть ли у нас там экспортные возможности. На нынешнее время, экспортирование готовой продукции сравнялось с вывозом с/х сырья, и сегодня составляет 8% от общего количества не сырьевой реализации.