Компанией РЖД запланирован ввод системы take-or-pay, предполагающей предоставление доступа в приоритетном режиме тем клиентам, которые дают обязательства по перевозке фиксированных объемов грузов. Ее положения направлены в правительство ФР. Данная информация предоставлена корреспондентами газеты «Коммерсант» в результате знакомства с содержанием июльского письма в Минтранс от старшего вице-президента компании РЖД Сергея Мальцева.

Суть данного договора заключается в обязательном долговременном планировании каждым клиентом РЖД объемов перевозок на несколько лет вперед, что предоставит приоритетный доступ к перевозкам и штрафы, если заявленный объем не был выполнен. Весь денежный поток, полученный в результате действия системы take-or-pay планируется пустить на развитие инфраструктуры железной дороги.

Однако, эксперты считают, что железнодорожная отрасль серьезно рискует, так как:

  • потребуются серьезные гарантии сохранения величины тарифов;
  • ставится под угрозу принцип публичности перевозок;
  • велика вероятность заключения договоров take-or-pay в принудительном порядке;
  • велика вероятность дискриминации участников рынка перевозок при попытке воспользоваться этой услугой.

Для эффективного внедрения системы take-or-pay потребуется реорганизационная работа в Уставе ЖД транспорта, так как в настоящий момент законодательная база запрещает адресное предоставление особых условий.