Национальная ассоциация дистанционной торговли призвала вице-премьера российского правительства пересмотреть подход к налогообложению онлайн-продаж. По мнению НАДТ, если иностранные продавцы должны будут платить НДС, это приведёт только к росту государственных расходов по обеспечению сбора обязательных платежей. Кроме того, часть фирм перейдёт в серую зону, а другие предпочтут уйти с рынка.

Представители ассоциации, в числе которых есть такие крупные игроки, как Pony Express и eBay, необходимо перейти к налогу с продаж по ставке от 8 до 10%. Характерно, что ведущие отечественные компании высказались против, отстаивая введение НДС. Но вместе с тем, очевидно — долгое сосуществование обеих налогов будет вряд ли возможно, поскольку это противоположные подходы. Сторонников отказа от НДС вообще в настоящее время становится всё больше.

Глава России дал поручение правительству до конца текущего года отработать вопрос о введении налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин для зарубежной интернет-торговли. НАДТ придерживается мнения, что вследствие такого шага российский рынок окажется не слишком интересен для крупных игроков. Они ссылаются на опыт Бразилии, которую ведущие компании отрасли попросту покинули.

Авторы письма на имя вице-премьера утверждают также, что появление НДС во всех государствах, где этот налог применяется к онлайн-торговле, неизбежно ведёт к огромным затратам контрольных органов на его сбор, что для бюджета это нерентабельно. Велика угроза появления масштабных «левых» потоков коммерческих почтовых отправлений, которые вовсе будут неподконтрольны властям.

НАДТ, понимая необходимость налогообложения вообще, считает обоснованным налог с продаж по ставке 8% (японский вариант) или 10% (австралийский вариант). До конца 2003 года такой налог был и в России, но неоднократные попытки вернуть его до сих пор встречались в штыки бизнес-кругами. Представители ассоциации полагают, между прочим, что необходимо снизить порог беспошлинной доставки грузов как минимум в пять раз (в расчёте на одну посылку).

Эти рекомендации были одобрены экспертами ВШЭ и РАНХиГС. А руководитель сектора России и Восточной Европы корпорации LeEco А.Васильев считает, что именно такой подход окажется способным поднять эффективность отрасли и не запутать потребителей. В качестве примера приводится ссылка на австралийский опыт, который предусматривает длительный переходный период и ставку налога 10% при очень высоком беспошлинном рубеже.

Само собой, АКИТ, объединяющая российских онлайн-ритейлеров, отстаивает введение НДС для зарубежных конкурентов. Свою позицию они обосновывают тем, что обложение добавленной стоимости используется повсюду в мире, и что международные договорённости о борьбе с выводом прибыли из-под обложения, ратифицированные РФ, также предусматривают его использование как инструмента обеспечения честной конкуренции.

АКИТ заявляет, что внешние продавцы за первые же 36 месяцев после введения нового налога переведут в бюджет до 300 миллиардов рублей. Старший юрисконсульт группы КПМГ А.Грачёв акцентирует внимание на том, что при использовании НДС-регистрации административные процедуры лягут в первую очередь на иностранных ритейлеров. АКИТ утверждает, что, если снизить рубеж беспошлинного ввоза с 1000 до 200 евро, кризисные явления никуда не денутся, поскольку подавляющее большинство посылок из-за границы дешевле.

Высказывается даже опасение, что при сохранении текущей ситуации через два года от системы российской электронной коммерции не останется и следа. Рынок онлайн-торговли стремительно глобализируется, определить юрисдикцию поставщиков очень сложно. Зато сравнительно легко отследить сами продажи.

Очевидно, что в такой ситуации обложение с продаж и относящийся к нему сегмент будут развиваться быстрее, чем НДС-зона. В последние два года налоговая служба России эффективно контролирует поток добавленной стоимости внутри страны, и в обозримом будущем представление о малой собираемости налога с неё, по сравнению с налогом с продаж, окажется всё менее адекватным.