До конца года российскому правительству предстоит принять решение, облагать ли налогами покупки, совершаемые в иностранных интернет-магазинах. По некоторым оценкам за 2016-й общая сумма заказов в таких магазинах составит более 310 миллиардов рублей. И эксперты полагают, что даже появление дополнительных сборов не уменьшит востребованность этого сегмента рынка.

Ассоциация интернет-продаж подвела итоги января-сентября 2016 года, согласно её данным из иностранных онлайн-магазинов в нашу страну поступило 155 миллионов заказов, по сравнению с прошлым годом рост составил 87%. Девять из каждых десяти покупок совершается в китайских удалённых магазинах.

За 2015 год наиболее популярный торговый сайт AliExpress.com каждый месяц посещало около 24 миллионов российских пользователей. Причём российские продавцы не воспринимают такое положение дел как угрозу. Они отмечают, что самое сложное — это привлечь человека к покупке в глобальной паутине.

И в последние годы свыше 80% вновь появляющихся клиентов у онлайн-продавцов РФ впервые совершили свои покупки именно на сайтах Поднебесной, так как там сравнительно небольшой минимальный рубеж покупки. Кроме того, до половины потребителей изначально заказывают себе банковские карты именно для платежей в удалённых магазинах. Сравнительно небольшие покупки (телефоны и др.) по большей части делаются в Рунете, поскольку ценовая разница не слишком велика и не оправдывает долгого ожидания.

Но в общем и целом доля покупок за рубежом непрерывно идёт вверх: в этом году она составит на 6% больше, нежели в прошлом. Это вызывает закономерное стремление у властей бороться за поддержание отечественных продавцов. Вот уже три года идут дискуссии по поводу величины беспошлинного ввоза товаров в почтовых посылках для личного потребления. На данный момент эта величина составляет 1000 евро за месяц.

Если в 2014-м предлагали уменьшить необлагаемый таможенными пошлинами груз до 150 евро, то сейчас уже дискутируется вопрос о сборах за посылки, которые дороже 22 евро либо тяжелее килограмма, плюс о тридцатипроцентной пошлине на почтовые отправления более 150 евро или тяжелее 10 килограммов.

Президент России, между прочим, придерживается мнения, что государственная политика должна максимально уравнивать шансы российских и иностранных компаний на успех, обеспечивать для них одинаковые условия конкуренции. Официальный сайт правовой информации содержит поручение правительству до 31 декабря подробно обсудить, возможно ли ввести НДС и таможенные пошлины в данном сегменте.

По мнению специалистов, о замещении импорта в данном случае речь не идёт. Кроме того, ввиду обвала курса российской валюты покупки во внутренней интернет-торговле стали намного рентабельнее, чем прежде, даже если не брать в расчёт затраты на доставку. Подобное обстоятельство подтверждается, между прочим, и заядлыми покупателями.

Имеющийся опыт ограничения онлайн-торговли также свидетельствует, что сдерживание зарубежных компаний протекционистскими мерами совершенно неэффективно. Власти Белоруссии уже приняли аналогичную меру, вследствие которой объём рынка за минувшие 6 месяцев обрушился более чем в два раза. Рынок становится «серым», и никакой налогово-фискальный аппарат не в силах будет отследить реальную стоимость большинства заказов.

Не говоря уже о том, что расходы на администрирование и обеспечение деятельности государственного контроля превысят все возможные увеличения собираемости платежей. Американские власти, к примеру, увеличили беспошлинный объём доставки в четыре раза, чтобы не терять понапрасну деньги.

Фундаментальнейшей проблемой внутрироссийских интернет-продаж все без исключения специалисты считают не финансовые затруднения, а логистические параметры. При покупке в закордонном магазине потребитель отдаёт розничные цены, а ритейлеры пользуются дешёвым оптовым ввозом. Американские конкуренты ввиду сокращения потребительской аудитории оказались вынуждены отправлять свои посылки по значительно более низкой цене, чем прежде.

Все покупатели со стажем бдительно контролируют уровень цен в России, незамедлительно сравнивая их с иностранными при любом удорожании. По мнению представителей онлайн-компаний США в ближайшее время утраченные было в связи с кризисом позиции вернутся. Но всё-таки основной их покупатель иной — он обладает доходом от среднего и выше, стремится приобрести то, что нельзя купить в РФ. Очень востребовано туристическое снаряжение, одежда и техника.

Сокращение покупок таких позиций в зарубежных магазинах связано, как уверяют их администраторы, не с импортозамещением, а с общим сжатием данных сегментов. Соответственно, трансграничная торговля развивается в первую очередь благодаря заказам на товары экономичного класса, приобретаемые жителями регионов. «Алиэкспресс», по замечанию эксперта Петра Шарапова, вытеснил вещевые рынки, на которых раньше продавалась дешёвая электроника, одежда, детские товары.

Примечательно то, что в общем объёме онлайн-заказов физических лиц на долю импорта приходится только лишь треть. И такая же тенденция сохранится и в следующем, 2017-м. Отмечается также подъём розничного экспорта. Подобная деятельность развивается в первую очередь благодаря индивидуальным предпринимателям, напрямую сбывающим свои товары и услуги гражданам иностранных государств.

PayPal и аналитическая служба Data Insight провели исследование, согласно которому в течение этого года экспорт товаров из РФ по онлайн-каналам составит до 500 миллионов долларов, а услуг предоставляется втрое больше (итого до двух миллиардов долларов). Треть покупок относится к сегменту игр и других цифровых товаров.

Туристические путёвки в Рунете закупают в 26% случаев, «физические» товары — в 23% случаев. Основная масса покупателей обитает в Западной Европе и в Северной Америке. Средний чек составляет 5 тысяч рублей (для сравнения, граждане РФ платят в среднем 4200 рублей за покупку в онлайн-пространстве и 1200 рублей в зарубежном его сегменте).

Консалтинговая группа Knight Frank отмечает, что под воздействием кризисных явлений растёт сегмент аутлетов, одновременно с этим потребители всё больше отказываются от брендовой одежды, продаваемой за границей. Иностранцы же предпочитают, по мнению аналитиков, приезжать и покупать товары непосредственно в России.